Категории раздела |
---|
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
[0]
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
|
СТАТЬИ
[3]
СТАТЬИ
|
ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ
[0]
ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ
|
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
[0]
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
|
НОВОСТИ ПРОЕКТА
[0]
НОВОСТИ ПРОЕКТА
|
НОВОСТИ ГОРОДА
[6]
НОВОСТИ ГОРОДА
|
НОВОСТИ ОБЛАСТИ
[8]
НОВОСТИ ОБЛАСТИ
|
НОВОСТИ СОСЕДЕЙ ОБЛАСТИ
[2]
НОВОСТИ СОСЕДЕЙ ОБЛАСТИ
|
НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА
[25]
НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА
|
НОВОСТИ МИРА
[32]
НОВОСТИ МИРА
|
ИСТОРИЯ СТРАНЫ, СОЮЗА
[19]
ИСТОРИЯ СТРАНЫ, СОЮЗА
|
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ
[7]
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ
|
ИЗ АРХИВОВ
[4]
ИЗ АРХИВОВ
|
РАЗНОЕ
[5]
РАЗНОЕ
|
ЭКОНОМИКА
[28]
ЭКОНОМИКА
|
ПОЛИТИКА
[7]
ПОЛИТИКА
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
[4]
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
|
ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
[1]
ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
|
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
[2]
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
|
РЕМЕСЛА
[5]
РЕМЕСЛА
|
МЕДИЦИНА
[0]
МЕДИЦИНА
|
ОБРАЗОВАНИЕ
[2]
ОБРАЗОВАНИЕ
|
НАУКА
[0]
НАУКА
|
ТРАНСПОРТ
[2]
ТРАНСПОРТ
|
ИСКУССТВО
[0]
ИСКУССТВО
|
ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИИ
[2]
ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИИ
|
ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСООБЩЕСТВА
[0]
ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСООБЩЕСТВА
|
МАСС МЕДИА
[2]
МАСС МЕДИА
|
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
[1]
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
|
ПОЛИЦИЯ
[0]
ПОЛИЦИЯ
|
АРМИЯ
[4]
АРМИЯ
|
ОБОРОНА
[3]
ОБОРОНА
|
ВОЙНЫ
[1]
ВОЙНЫ
|
РЕЛИГИИ
[4]
РЕЛИГИИ
|
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
[97]
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
|
ПЕРСОНЫ
[2]
ПЕРСОНЫ
|
СПЕЦСЛУЖБЫ, СПЕЦТЕХНОЛОГИИ
[17]
СПЕЦСЛУЖБЫ, СПЕЦТЕХНОЛОГИИ
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2015 » Сентябрь » 16 » За что Казахстан получил ресурсное проклятие
02:22 За что Казахстан получил ресурсное проклятие |
28 августа 2014
Финансист Мурат Темирханов: Ресурсное проклятие – зло, но оно делает счастливыми и простых казахстанцев, и чиновников
«Ресурсное проклятие» (resource curse) - явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, в большинстве своем имеют менее развитую несырьевую экономику, нежели страны, у которых ресурсов мало или нет вообще.
Основные причины ресурсного проклятия таковы:
- Снижение конкурентоспособности несырьевых секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов («голландская болезнь»);
- высокая изменчивость доходов от продажи сырья на мировом рынке;
- ошибки в государственном регулировании и/или развитие коррупции: и то, и другое связано с притоком «лёгких» денег в экономику;
- отсутствие необходимой мотивации для развития реального сектора, так как сырьевые доходы позволяют относительно неплохо жить и при существующем порядке вещей.
Фото: 25.media.tumblr.com
Ресурсное проклятие имеет много особенностей, которые описываются в международных исследованиях. Проецируя их на Казахстан, можно сказать, что мы страдаем от этого «проклятия» и, не избавившись от него, никогда не попадем в топ-30 развитых стран.
«Голландская болезнь» нам не грозит
Первые две причины ресурсного проклятия («голландская болезнь» и изменчивость цен на сырьё) лечатся достаточно легко. Для этого Казахстан вполне успешно применил международный опыт, создав Национальный фонд. В нём аккумулируются все нефтяные налоги, в результате чего экономика стерилизуется от избытка сырьевых денег. В случае сильного падения цен на сырье стабилизационная часть фонда может вернуться в страну, чтобы помочь пережить трудные времена.
Однако нужно сделать важную оговорку. Нефтяные деньги Нацфонда смогут поддержать экономику только в случае, если падение цен будет краткосрочным – два-три года (может быть, чуть больше, в зависимости от масштабов падения). Если же цены на нефть будут низкими более долгий срок, выжить мы сможем только за счет несырьевой экономики. Именно поэтому крайне важно быстро развивать и диверсифицировать несырьевую сферу. Пока она крайне мала и настолько неконкурентоспособна, что, случись долгосрочное падение цен на сырье сегодня, через пару лет мы почувствуем катастрофическое падение нашего с вами благосостояния.
Слабое развитие несырьевой экономики демонстрирует, насколько плотно накрыло нас ресурсным проклятием. Анализируя же причины его возникновения, можно прийти к выводу, что пока такую ситуацию вряд ли можно исправить.
Когда Нацфонд – не благо
Финансовый кризис жестоко ударил по Казахстану во второй половине 2007, в результате чего резко снизился рост ВВП в 2008 и 2009. Но уже в 2010 кризис в стране был фактически преодолен, ВВП показал отличный рост в 7%. Быстрое преодоление кризиса произошло благодаря высоким ценам на нефть и выделению больших сумм из нашей нефтяной заначки – Нацфонда.
Окрыленное таким быстрым восстановлением экономики, государство стало строить планы по форсированному развитию несырьевой экономики и оздоровлению финансового сектора. В 2010 была утверждена первая пятилетка ФИИР. В её рамках также была утверждена Программа по развитию агропромышленного комплекса на 2010-2014. В самом начале 2011 зародилась идея второй волны приватизации. В том же году планировалось вывести на фондовый рынок акции АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Казпочта», а следом на рынок должны были идти такие «монстры», как АО «НК «КазМунайГаз», АО «НК «Казахстан Темiр Жолы», АО «Казатомпром». Также в конце 2010 был утвержден пошаговый план улучшения качества активов банков.
То есть сразу после кризиса государство продемонстрировало большое желание осуществить серьезные структурные реформы. Однако их реализация немедленно упёрлась в ресурсное проклятие, которым нас «накрыло» задолго до начала кризиса. Сначала государство использовало неверные подходы, планируя реформы, а затем не смогло выполнить свои собственные планы.
Исследователи ресурсного проклятия отмечают, что «легкие» сырьевые деньги развращают правительства многих стран. Власти позволяют себе принимать решения, которые идут на пользу не всему обществу, а отдельным элитным группам и самим чиновникам. Госуправленцы могут позволить себе грандиозные ошибки, которые никак не сказываются на их карьере. Это связано с тем, что у стран, богатых природными ресурсами, накоплены солидные сырьевые заначки (аналоги нашего Нацфонда), что позволяет делать неверные шаги, не снижая резко благосостояние всего населения. История Казахстана показывает, что мы соответствуем этому шаблону.
Командно-административный подход противопоказан
Одна из крупнейших ошибок, связанных с ресурсным проклятием, заключается в том, что чиновники вдруг решают, что именно они (а не частный бизнес и законы рынка) должны заняться ускоренной индустриализацией или развитием агробизнеса. То есть в госпрограммах развития чиновники предлагают командно-административный подход вместо рыночного. При нём, во-первых, государство активно скупает частные бизнес-активы, усиливая роль государства в экономике. Во-вторых, чиновники принимают коммерческие решения о том, в какие проекты инвестировать государственные деньги.
Госпрограмма ФИИР (2010 – 2014) – наглядный пример такого подхода. В соответствии с ней именно чиновники решали, в каких отраслях страна должна стать конкурентоспособной на международных рынках. «Форсированная индустриализация» практически целиком строилась за счет государственных инвестиций и субсидий. И главными рыночными агентами правительства по её реализации были назначены государственные компании.
Зарубежные исследования показывают, что такой «социалистический» подход к быстрому развитию экономики крайне редко приводит к желаемому результату. И хотя есть редкие примеры успеха (Сингапур, Южная Корея), можно заметить, что работает такая схема только в странах, небогатых природными ресурсами.
К слову, именно пример Сингапура любят приводить казахстанские чиновники, защищая командно-административный подход в первой пятилетке ФИИР. Но такое сравнение некорректно, поскольку эту страну не задело ресурсное проклятие. Вот всего несколько фактов:
· Правительство Сингапура было высокопрофессиональным и не имело права на ошибку. Любой серьезный просчёт в планах развития экономики немедленно отразился бы на уровне благосостоянии населения, которое тут же смело бы такое правительство. Наше же правительство, имея большую нефтяную заначку, может позволить себе ошибки на многие миллиарды долларов, и это почти не сказывается на уровне жизни граждан и никак - на судьбе самого правительства.
· Для сингапурского правительства рыночные отношения и экспортная конкурентоспособность - ключ ко всему. Страна максимально открыта для конкуренции с внешним рынком. Казахстанский кабмин в программе ФИИР нацеливался на нерыночную защиту отечественных производителей, что никогда не сможет привести к конкурентоспособности на внешнем рынке.
· Сингапур изначально был настроен на привлечение прямых иностранных инвестиций - в первую очередь, в высокотехнологичные сферы экономики. Первая пятилетка ФИИР в Казахстане прошла под знаменем государственных инвестиций в несырьевой сектор.
· В Сингапуре выстроена четкая, прозрачная система анализа «до» и «после» государственных инвестиций. У нас отсутствует и то, и другое. На слуху – примеры провала грандиозных проектов с участием госинвестиций, и до сих пор непонятно, как чиновники принимали решения по этим откровенно глупым проектам. Можно предположить, что провальных проектов гораздо больше, но государство поддерживает их на плаву, чтобы избежать громких скандалов.
Такой «социалистический» подход в программе ФИИР, конечно же, отразился на её исполнении. По поводу реализации программы было сказано много. Даже президент в июле 2014 отметил: «Реализация индустриально-инновационной программы недостаточно отразилась на структуре отечественной экономики. Замедлился рост обрабатывающей промышленности, ее удельный вес в структуре ВВП снизился с 11,3 % в 2010 до 10,9% в 2013. Эксперты отмечают снижение несырьевой доли экспорта страны с 30% до 20%, учитывая, что в добывающей промышленности не было значительного роста». С учетом того, что в первом полугодии 2014 произошел спад в обрабатывающей промышленности, окончательные результаты первой пятилетки ФИИР (2010 – 2014) будут еще хуже, чем цифры, отмеченные главой государства.
По сути, это провал первой пятилетки ФИИР, в которую государство вложило многие миллиарды долларов. За 5 лет мы получили от громадных госинвестиций в несырьевую экономику вместо роста снижение диверсификации экономики. За что же нас так прокляли?!
Несмотря на такую ситуацию, остается стойкое ощущение, что вторую пятилетку ИИР (2015 – 2019) ожидает такая же участь. Это связано с тем, что руководят исполнением программы те же самые люди (включая премьер-министра), командно-административный подход остался. Да и другие факторы не претерпели изменений.
Потерянные годы и деньги
Финансовый кризис сильно ударил по банкам. Государство было вынуждено национализировать три крупных банка. В банковской системе доля проблемных кредитов с просрочкой более 90 дней выросла с 21% на конец 2009 до 32% на конец первого полугодия 2014. Это мировой рекорд, камень на шее банковского сектора, который влияет на кредитный рейтинг и инвестиционную привлекательность страны. Практически все проблемные кредиты, входящие в эти 32%, возникли в результате безответственности банков и Нацбанка до финансового кризиса. Кроме того, финансовый кризис резко снизил роль банковской системы в кредитовании экономики. По итогам 2007 уровень кредитов к ВВП составлял 70%, а на конец 2013 упал до 40% .
Да, государство среагировало быстро и в 2010–2011 приняло меры по посткризисному оздоровлению банковского сектора. Но после этого ресурсное проклятие снова одурманило наших чиновников.
Например, доля проблемных кредитов, оставшихся после кризиса, до последнего времени сильно росла, хотя по планам должна была резко сократиться. Интересно, почему правительство и Нацбанк не решали эту проблему в течение последних 5 лет?
По подсчетам Forbes Kazakhstan, спасение и поддержание на плаву БТА Банка стоило не менее $10 млрд. К этой цифре можно смело добавить еще $2 млрд, если взять в расчет все субсидии (например, пониженные проценты на финансовые ресурсы), полученные от государства за эти годы напрямую или через госкомпании. Как мы знаем, при продаже банка государство вернуло из этой суммы лишь менее $1 млрд. Однозначно, пойди государство на самом раннем этапе на банкротство этого банка, расходы снизились бы в разы, и вся банковская системы оздоровилась бы гораздо быстрее. Зачем нужно было поддерживать на плаву банк-банкрот, при этом никак не улучшив ситуацию с проблемными кредитами и бизнесом этого фининститута?
Ответ все тот же – ресурсное проклятие. Не будь у нас столько природных ресурсов, такая тяжелая ситуация в банковской системе после кризиса немедленно обернулась бы падением ВВП, что сразу же негативно отразилось бы на благосостоянии населения. В такой ситуации государство не тянуло бы с банкротством банков и с решением проблемы проблемных кредитов.
Несмотря на резкое снижение кредитования экономики со стороны банковской системы, ВВП Казахстана после кризиса хорошо рос из-за высоких цен на нефть. Для спасения и поддержки проблемных национализированных банков правительство залезло в карман будущих поколений - в Нацфонд. То есть, несмотря на крайне серьезные проблемы в банковской сфере и несырьевой экономике, благодаря ресурсному проклятию все счастливы или почти счастливы. Население - потому, что чувствует экономический рост и живет лучше соседей. Чиновники – потому, что с них никто не требует ответа.
Финансист Мурат Темирханов: Выбраться из ловушки, в которую попадают богатые природными ресурсами страны, Казахстану поможет лишь политическая воля
Иллюстрация: agenciadenoticias.unal.edu.co
В предыдущем материале я описал, что означает термин «ресурсное проклятие», и рассказал, как оно повлияло на структурные реформы правительства и на оздоровление финансового сектора. Продолжим обсуждение главных проблем, связанных с этим явлением.
Волна приватизации не хлынет
Еще одной стороной ресурсного проклятия является гипертрофированная роль государства в рыночной экономике. Доля государственных бизнес-активов в ВВП РК уже превышает 60%. У этой проблемы много негативных сторон, перечислю лишь некоторые из них. · Государство – неэффективный собственник коммерческих структур. · Ситуация, когда правительство выступает регулятором и собственником бизнеса в одном лице, приводит к конфликту интересов, а в результате страдают рыночные отношения и население. Ярчайший пример – последнее повышение цен на бензин. Государство фактически монополизировало производство горючего и при этом само регулирует цены на ГСМ. О каких цивилизованных рыночных отношениях здесь может идти речь?! · Тесные неформальные связи между политикой и коммерческой государственной деятельностью – тоже следствие высокой доли государства в экономике. И каковы же успехи правительства в снижении роли государства в экономике? Увы, до сегодняшнего дня их не было совсем. Хуже того, с начала 2011 до середины 2014 доля государственных бизнес-активов в структуре ВВП существенно выросла. То есть правительство заявило о начале широкомасштабной приватизации, а пошло в обратном направлении. Например, фондовой рынок, крайне важный инструмент для развития несырьевой экономики, до сих пор не может отойти от нокаута, полученного в результате национализации всех частных пенсионных фондов. Финансовый директор ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Рамхметов заявил, что в рамках второй волны приватизации в 2014 – 2016 будет реализовано 106 активов фонда, что составит около 9% всех его активов. Учитывая, что самые крупные активы будут приватизироваться именно в ФНБ «Самрук-Казына», эту «волну» даже рябью трудно назвать. На конец 2013 валовые активы ФНБ составляли 15,3 трлн тенге, или 45% от ВВП. Правительство за 3 года планирует сократить эту долю с 45% до 41%. В целом (с учетом активов ФНБ «Самрук-Казына», НУХ «Байтерек», «Казагро», ЕНПФ и всех других госкомпаний), доля государства до конца 2016 упадет с более чем 60% до более чем 56%. Как правительство собирается выполнить поручение президента до конца 2020 снизить эту долю до 15%, мне непонятно. Показательно, что вторая волна приватизации зародилась при премьер-министре Кариме Масимове. И он же запускает её во второй раз. Судя по всему, понадобится и третья попытка.
Как понравиться иностранному инвестору
Еще одна грань ресурсного проклятия – большая недооценка важности прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это стандартные грабли, на которые наступает большинство богатых ресурсами стран. Поскольку частные внутренние инвестиции в Казахстане ограничены по многим причинам, для ускоренного развития несырьевой экономики крайне важны ПИИ. Исследования показывают, что у сырьевых стран обычно в целом неплохо с иностранными инвестициями, но практически все они идут в сырьевой сектор. Красивая картина с ПИИ сохраняется до момента, пока у страны есть возможности наращивать добычу сырья. Как только добыча стабилизируется или начинает падать, приток инвестиций в страну резко падает, и правительство начинает лихорадочно искать другие возможности их привлечения. Именно это происходит сегодня в РК. Другой большой ошибкой сырьевых стран является замена ПИИ на государственные инвестиции. Благодаря «лёгким деньгам», накопленным в нефтяных нацфондах, у государства вдруг просыпается псевдопатриотизм, который имеет две стороны. Первой является то, что государство объявляет большую часть своих бизнес-активов стратегическими, то есть делает их недоступными для иностранных инвестиций. Вторая сторона - государство решает не инвестировать нефтяные деньги за границей, а заменить ими иностранные кредиты и ПИИ. Для общественности и чиновников, одурманенных «лёгкими» деньгами, такой подход выглядит логично, но на деле это – прямое продолжение ресурсного проклятия. В такой ситуации государство склонно забывать об элементарных вещах: 1. Сберегательная часть денег в нефтяных фондах принадлежит будущим поколениям, и размещать их нужно в активы с гарантированными доходами. Как мы видели по реализации программы ФИИР, госинвестиции в нашу несырьевую экономику в большинстве своем убыточны. Что останется будущим поколениям? 2. Привлеченные ПИИ являются объективным тестом правильности развития экономики. Частный инвестор никогда не вложит деньги в неконкурентоспособный бизнес, а государство делает это постоянно. 3. Разумное управление активами Нацфонда повышает кредитный рейтинг страны, что, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность экономики. Решение о замене иностранных кредитов и ПИИ на государственные инвестиции из фонда будущих поколений трудно назвать разумным. В Казахстане в 2010-2012 прямые иностранные инвестиции росли неплохими темпами. В 2013 произошло резкое снижение их притока на 17%, и этот тренд сохраняется в 2014. Спад связан только со снижением инвестиций в добывающий сектор, прежде всего - в Кашаганский проект. С другой стороны, доля ПИИ в несырьевую экономику настолько мала, что ее увеличение даже в два раза все равно оставит её несущественной по сравнению с инвестициями в секторы, связанные с добычей природных ресурсов. После резкого снижения ПИИ наше государство, наконец, проснулось и во 2 квартале 2014 инициировало новые меры по привлечению ПИИ в несырьевую экономику. К сожалению, эти меры, которые относятся к государственному субсидированию и налоговым льготам, половинчаты и вряд приведут к резкому росту инвестиций. В мире много стран, предлагающих инвесторам налоговые льготы и другие финансовые стимулы. В конкурентной борьбе за привлечение иностранных инвестиций большую роль играют другие факторы. Например, один из ключевых для любого инвестора – баланс между стоимостью рабочей силы и производительностью труда. То есть, чем выше зарплаты в стране, тем больше должна быть производительность труда. К сожалению, Казахстан уже попал в «ловушку среднего дохода». Благодаря высоким зарплатам в сырьевом секторе уровень зарплат в целом по стране не соответствует производительности труда, что делает нас непривлекательными для ПИИ.
Деньги будущих поколений уходят на ветер
В международных исследованиях ресурсное проклятие также характеризуется непрозрачностью и крайней неэффективностью использования сырьевых (лёгких) денег, а также высоким уровнем коррупции. И в этом случае Казахстан является хрестоматийным примером. Особенно это касается нефтяных сбережений для будущих поколений. У нас активы, предназначенные для будущих поколений, хранятся в двух фондах национального благосостояния (Sovereign Wealth Funds) - Национальном фонде и ФНБ «Самрук-Казына». Проблемы этих фондов усугубляют ситуацию с ресурсным проклятием. Оба фонда изначально были построены как стандартные Sovereign Wealth Funds (SWF). Основное отличие «Самрук-Казына» от Нацфонда в том, что его активы целиком инвестируются в местную экономику. Такие SWF обычно имеют следующие характеристики: · Фонды стерилизуют экономику от избытка сырьевых денег. · В фондах хранятся активы, предназначенные для будущих поколений (когда истощатся природные ресурсы). Поэтому средства фондов должны быть инвестированы в высокодоходные активы с минимальным риском потерь. · Исполнительная власть не имеет права использовать эти деньги для решения текущих проблем, поэтому фонды должны быть независимы от исполнительной власти. · Все движения активов фонда должны быть прозрачны. Фонды должны быть подотчетны обществу (обычно через парламенты). Поступления и выдача денег из фондов, проходит только через государственный бюджет, в котором есть жесткий бюджетный контроль. С точки зрения этих характеристик наш Нацфонд работает на «два с плюсом» по пятибалльной шкале. Он стерилизует экономику, забирая нефтяные налоги. Он частично прозрачен. Но вот выдачи денег из фонда взывают много вопросов. Большая часть нефтяных сбережений была израсходована на выкуп акций рыночных компаний в государственную собственность, что плохо согласуется с желанием государства сократить свою роль в рыночной экономике. Также фонд профинансировал на громадные суммы под мизерные проценты ФНБ и институты развития, что не назовешь инвестициями в высокодоходные активы с минимальным риском. Большинство выдач из фонда в местную экономику проходило вне бюджетного контроля. Никто не видел обоснований эффективности таких инвестиций. Все это стало возможным из-за полной зависимости Нацфонда от исполнительной власти и отсутствие общественного контроля. Что касается ФНБ «Самрук-Казына», то, с точки зрения характеристик SWF, деятельность фонда можно оценить на «кол с минусом». Фонд целиком зависит от правительства, фактически являясь его подразделением. Инвестиции, приход и расход средств фонда осуществляются непрозрачно и практически бесконтрольно. ФНБ, по сути, стал теневым и бесконтрольным бюджетом чиновников, которые используют его по своему усмотрению. Что касается коррупции, то мы не сможем от нее избавиться именно из-за ресурсного проклятия. Пока группа чиновников непрозрачно и бесконтрольно распределяет громадные ресурсы, а государство активно занимается коммерцией, коррупция неискоренима.
Как побороть проклятие
С ресурсным проклятием трудно бороться. У госорганов нет для этого мотивации, а население не будет проявлять инициативу, поскольку сырьевые доходы позволяют относительно неплохо жить. Некоторые исследователи этого явления отмечают, что наличие лёгких сырьевых денег нарушает ключевое взаимоотношение между государством и налогоплательщиком, который взамен оплаты налогов всегда может потребовать от власти соблюдения своих интересов. В такой ситуации остается надеяться только на государство. В принципе, требуется лишь политическая воля для жесткого исполнения элементарных вещей: · Необходимо, чтобы слова не расходились с делами. Нужна объективная оценка деятельности чиновников и их личная ответственность за ошибки и неисполнение планов. · Нацфонд и ФНБ «Самрук-Казына» должны соответствовать стандартам. Они должны быть независимыми, полностью прозрачными и подотчётными всему обществу. Любая выдача денег из фонда в местную экономику должна быть обоснована и согласована с общественными институтами. Необходим полный контроль за использованием госинвестиций. · Необходимо максимально ускорить сокращение доли государства в рыночной экономике. На рынке должен править частный капитал – как отечественный, так и иностранный. · Необходимо начать политическую либерализацию так, как это записано в стратегии «Казахстан 2050». В рамках либерализации надо инициировать реальную политическую конкуренцию. · Необходимо стимулировать участие населения в общественной и политической деятельности.
Примечание. Автор подчеркивает в письме в редакцию, что изложенное им является только его личной точкой зрения.
Об авторе
Мурат Темирханов
http://forbes.kz/process/economy/za_chto_kazahstan_poluchil_resursnoe_proklyatie
|
Категория: МИРОВАЯ ИСТОРИЯ |
Просмотров: 926 |
Добавил: kalan
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|