| | Категории раздела | 
|---|
 | 
					| ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  [0] ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ |  
					| СТАТЬИ  [3] СТАТЬИ |  
					| ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ  [0] ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ |  
					| ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ  [0] ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ |  
					| НОВОСТИ ПРОЕКТА  [0] НОВОСТИ ПРОЕКТА |  
					| НОВОСТИ ГОРОДА  [6] НОВОСТИ ГОРОДА |  
					| НОВОСТИ ОБЛАСТИ  [8] НОВОСТИ ОБЛАСТИ |  
					| НОВОСТИ СОСЕДЕЙ  ОБЛАСТИ  [2] НОВОСТИ СОСЕДЕЙ  ОБЛАСТИ |  
					| НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА  [25] НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА |  
					| НОВОСТИ МИРА  [32] НОВОСТИ МИРА |  
					| ИСТОРИЯ СТРАНЫ, СОЮЗА  [19] ИСТОРИЯ СТРАНЫ, СОЮЗА |  
					| МИРОВАЯ ИСТОРИЯ  [7] МИРОВАЯ ИСТОРИЯ |  
					| ИЗ АРХИВОВ  [4] ИЗ АРХИВОВ |  
					| РАЗНОЕ  [5] РАЗНОЕ |  
					| ЭКОНОМИКА  [28] ЭКОНОМИКА |  
					| ПОЛИТИКА  [7] ПОЛИТИКА |  
					| СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  [4] СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |  
					| ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ  [1] ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ |  
					| СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО  [2] СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО |  
					| РЕМЕСЛА  [5] РЕМЕСЛА |  
					| МЕДИЦИНА  [0] МЕДИЦИНА |  
					| ОБРАЗОВАНИЕ  [2] ОБРАЗОВАНИЕ |  
					| НАУКА  [0] НАУКА |  
					| ТРАНСПОРТ  [2] ТРАНСПОРТ |  
					| ИСКУССТВО  [0] ИСКУССТВО |  
					| ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИИ  [2] ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИИ |  
					| ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСООБЩЕСТВА  [0] ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСООБЩЕСТВА |  
					| МАСС МЕДИА  [2] МАСС МЕДИА |  
					| СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ  [1] СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ |  
					| ПОЛИЦИЯ  [0] ПОЛИЦИЯ |  
					| АРМИЯ  [4] АРМИЯ |  
					| ОБОРОНА  [3] ОБОРОНА |  
					| ВОЙНЫ  [1] ВОЙНЫ |  
					| РЕЛИГИИ  [4] РЕЛИГИИ |  
					| ТОЧКИ ЗРЕНИЯ  [97] ТОЧКИ ЗРЕНИЯ |  
					| ПЕРСОНЫ  [2] ПЕРСОНЫ |  
					| СПЕЦСЛУЖБЫ, СПЕЦТЕХНОЛОГИИ  [17] СПЕЦСЛУЖБЫ, СПЕЦТЕХНОЛОГИИ | 
 | 
 | Статистика | 
|---|
 | 
 Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | 
   | 
 
 Главная » 2015 » Сентябрь » 28  » Сергей Худиев: Мы – в состоянии холодной гражданской войны
 
 
| 03:20  Сергей Худиев: Мы – в состоянии холодной гражданской войны |  | 24 сентября 2015, 09:00В разговорах о 90-х у певцов свободы появляется нечто очень глубоко большевистское – вера в то, что «невписавшиеся», «бывшие» жертвы революционных преобразований не заслуживают солидарности и сострадания.
 Флешмоб с фотографиями из 90-х вызвал новую волну ожесточенных споров об этом времени. Что произошло тогда, и что это означает для нас сейчас?
 «Здравый подход к истории и ее трагедиям может состоять только в признании всех жертв нашими жертвами»
 Распад СССР был катастрофой – и чтобы именно катастрофой его и признавать, совсем не обязательно быть поклонником советского строя.
 Когда корабль идет на дно, пассажиры бултыхаются в холодной воде, пытаются ухватиться за какие-нибудь бочки или дерутся за шлюпки – это называется катастрофой независимо от того, насколько комфортабельным был корабль и насколько хороши были порядки на борту.
 
 Массы народа, выросшие в условиях жестко патерналистского государства, были выброшены на холод дикого рынка и первоначального накопления. В экономическом, социальном и моральном смысле в обществе произошел ужасающий обвал, который обернулся смертью для многих и лишениями для почти всех.
 
 Это стоит признать не для того, чтобы кого-то обвинять и кого-то требовать к ответу. Я не знаю, можно ли было по-другому. Скорее всего, да. Но об этом легко говорить, оглядываясь из сегодняшнего дня. Тогда огромная страна рассыпалась на глазах, люди, охваченные неосуществимыми надеждами и вполне осуществимыми страхами, метались в разные стороны, увлекаемые разными ораторами, старая система ценностей и представлений окончательно рухнула, новой не было.
 
 Распад огромного государства, глубочайшие перемены на всех уровнях жизни не могли не привести к тяжелым потрясениям и жертвам, к множеству человеческих трагедий, как заметных и масштабных (войны, потоки беженцев), так и индивидуальных – героин, паленая водка, нож или пуля в подъезде.
 
 И очень важно признать эту трагедию не в политическом, а в человеческом контексте. Жертвы достойны быть признанными – не для того, чтобы кого-то пнуть, на кого-то наехать, провозгласить какие-то лозунги, а потому, что это были люди и наши сограждане.
 
 Это сложно, потому что 90-е вплетены в два непримиримых политических сюжета. Для одних конец века был временем свободы, надежды и головокружительных возможностей, шанса на то, что Россия станет «нормальной страной», упущенного, потому что настала реакция и бессмысленный народ вернулся к авторитарным традициям российской государственности.
 
 Для других – временем, когда банда злодеев по приказу извне разрушила великий, могучий Советский Союз и ввергла людей во многие бедствия, из которых к настоящему времени Россия несколько приподнялась, но злодеи хотят сбросить ее обратно.
 
 Для первых СССР есть предмет лютой ненависти, для вторых – ностальгии.
 
 Для сторонников первого сюжета конец идеологической диктатуры настолько прекрасен и ценность свободы настолько велика, что снимает вопрос о жертвах.
 
 Профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев пишет у себя в «Фейсбуке»: «Ненависть к 90-м – вообще ключевой индикатор. Это дискуссия не про беды и горести людей, а про отношение раба к свободе. Людей вырвали из затхлого уютного советского мирка с гарантированной картиной мира и водкой по 3,62 и заставили жить, работать, делать выбор... Что этот Карфаген убожества надо было разрушить. Нет, они помнят только «голодных обездоленных людей».
 
 Проблема в том, что когда вы отказываетесь замечать голодных и обездоленных, – это практически уничтожает всю вашу риторику про свободу и достоинство. Потому что свобода, достоинство, сменяемость власти, верховенство закона, многопартийность, плюрализм мнений – это все концепции, которые надо объяснять.
 А вот презрение и жестокость к людям – это отношение, оно воспринимается сразу, моментально, без объяснений и тут же провоцирует ответную реакцию.
 
 Социопаты, неспособные на проявления искреннего сострадания, вынуждены быть хорошими актерами; если они актерами быть не могут или не хотят, они вызывают всеобщую ненависть.
 
 В разговорах о 90-х у певцов свободы появляется нечто очень глубоко большевистское – вера в то, что «невписавшиеся», «бывшие» жертвы революционных преобразований не заслуживают солидарности и сострадания.
 
 Это «рабы» и «совки», которым приписывается психологическая, культурная и иногда даже генетическая неполноценность, замечать их боль не принято. И как у большевиков было принято ненавидеть «проклятый царизм», у них принято ненавидеть «проклятый совок».
 
 Вторая сторона настаивает на том, что СССР был великой и гуманной страной, граждане которой были привержены высоким идеалам и жили в братской приязни, пока эту страну не погубили злодеи и иностранные агенты.
 При этом к многочисленным жертвам репрессий и коллективизации предлагается относиться точно так же, как апологеты 90-х предлагают относиться к жертвам рыночных реформ – игнорировать их или оправдывать высокой исторической необходимостью. Другое дело, что ни репрессий, ни коллективизации мы не застали, их игнорировать как-то легче. Но ничуть не правильнее.
 
 Игнорировать несправедливость и человеческое страдание в любом случае аморально. Еще более аморально выражать презрение к жертвам. Здравый подход к истории и ее трагедиям может состоять только в признании всех жертв нашими жертвами, которые достойны быть признанными и оплаканными.
 
 До тех пор, пока жертвы обвала 90-х или жертвы более ранней советской истории воспринимаются как чужие, мы находимся в состоянии холодной гражданской войны. Признать их – это не значит одобрить СССР или проклясть СССР. Это значит признать людское страдание независимо от политических предпочтений.
 
 Это значит заметить маленьких людей, попавших в жернова истории. И для нашего будущего это, может быть, даже важнее, чем те или иные политические предпочтения. 
http://vz.ru/columns/2015/9/24/768213.html
 |  | Категория: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ | 
Просмотров: 891 | 
Добавил: kalan
 | Рейтинг: 0.0/0 |  |  |