http://www.ng.ru/editorial/2015-09-25/2_red.html
25.09.2015 00:01:00 "Россия, вперед!", часть вторая В своей антикризисной статье премьер-министр уходит от разговора об истинных причинах проблем в экономике
Программная статья премьер-министра Дмитрия Медведева «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы», очевидно, отражает идеи либерального крыла российской власти. Расставленные в ней акценты, язык, характер обозначенных проблем не совпадают с изоляционистскими тезисами Сергея Глазьева. Заметно, что над текстом работали приверженцы рыночной экономики, для которых «левые» вставки и оговорки являются скорее вынужденными, обусловленными генеральной линией государства.
Тема «вечно ненавидящего Россию Запада», ставшая ведущей в официальном дискурсе российской власти, по сути, звучит лишь в конце статьи Дмитрия Медведева. Слова о том, что «желание России быть органичной частью развитого мира вызывает противодействие со стороны наших потенциальных конкурентов», выбиваются из тональности довольно спокойного и во многом логичного текста. Противодействие конкурентов недостаточно убедительно обосновано.
Фото Reuters Точно так же нет подробного обоснования тезиса об обусловленности западных санкций «глубокой трансформацией системы миропорядка». По большому счету в статье повторяется то же, что звучит последний год с самых высоких трибун, а именно: если бы Крыма и Украины не было, Запад бы придумал что-нибудь другое, лишь бы наказать амбициозную Россию. Просто говорится об этом в тексте Дмитрия Медведева редко, а сам тезис о неизбежности ограничительных мер переведен на внешне более сложный язык.
Кругу лиц, работавшему над статьей премьер-министра, явно ближе умеренная риторика, в настоящее время активно вытесняемая из публичного пространства идеологическим изоляционизмом. Суть умеренной позиции в том, что санкции – ошибка, Запад скоро это осознает, а Россию никому не удастся оторвать от европейской цивилизации. Дмитрий Медведев даже заговаривает о формировании единого экономического пространства с Европой. Это уже почти забытая тема, практически погребенная под горой призывов к отказу от доллара и невыплате российскими компаниями внешнего долга.
При этом явная слабость текста – в недоговоренности, в нежелании (или невозможности) быть с аудиторией до конца откровенным. Без серьезного разговора об Украине любые рассуждения об экономическом росте повисают в воздухе. Премьер-министр касается темы недоступности западных кредитов вскользь, не вдаваясь в детали. Но ведь это и есть основной фактор нынешнего кризиса, его характерная черта. И постоянно повторяющиеся слова о глобальном характере кризисных явлений, при всей их справедливости, все равно звучат как мантра и заговаривание зубов. Ведь совершенно ясно, что российский кризис стоит особняком, является политически мотивированным, и анализ глобальных тенденций может кого-то успокаивать, но не решает проблему.
Статью Дмитрия Медведева в чем-то можно считать смелой. Премьер де-факто защищает и обосновывает непопулярные меры и реформы в образовании, здравоохранении, пенсионной системе. Он, что нечасто встретишь в публичных выступлениях представителей власти, делает довольно четкую социальную ставку – на частный сектор, на людей пенсионного возраста, желающих продолжать работу. Он подчеркивает, что военно-промышленный сектор уже не является двигателем прогресса в современной экономике. Наконец, в статье говорится о реальных издержках импортозамещения, а также приводится критерий его эффективности: возможность экспортировать товары, спрос на них за рубежом.
По сути, это вторая часть знаменитой статьи «Россия, вперед!», то есть продолжение разговора о модернизации. Та статья была посткризисной, нынешняя вроде бы антикризисная. Вроде бы – потому что по-настоящему антикризисным этот программный текст мог бы стать лишь в том случае, если бы реальные политические причины кризиса в нем не замалчивались, а проговаривались четко, с предложением путей выхода.