http://www.forbes.ru/sp_data/2016/osobai_zona/index.html
Текст ИГОРЬ ПОПОВ
Фото СЕМЕН КАЦ
для Forbes Первого апреля 2016 года Калининградская область лишилась таможенных и налоговых льгот.
Что будет с бизнесом? В конце июля президент России Владимир Путин повысил в должности губернатора Калининградской области Николая Цуканова, назначив его своим полномочным представителем в Северо-Западном федеральном округе. На его место был назначен выходец из спецслужб Евгений Зиничев. Через два дня Зиничев провел первую пресс-конференцию (как зафиксировала местная пресса, она длилась 49 секунд) и сообщил, что на новом посту главное для него — привлечение в регион инвестиций, а затем объявил о назначении 30-летнего Антона Алиханова председателем правительства Калининградской области. Молодой премьер в ближайшее время должен решить «проблему 2016», связанную с изменением законодательства.
Двадцать лет экономика оторванного от России эксклава развивалась за счет таможенных и налоговых льгот особой экономической зоны, здесь выросли такие гиганты, как автосборочное предприятие «Автотор» (№53 в рейтинге крупнейших частных компаний Forbes) и агропромышленная группа «Содружество» (№51). Со временем регион превратился в крупнейшего сборщика бытовой техники и электроники. Сотни предприятий, добавив необходимые 30% к стоимости за счет упаковки и простейшей сборки, беспошлинно отправляли в материковую Россию импортные, по сути, товары — продукты питания, мебель, мотоциклы, оборудование.
С 1 апреля 2016 года у компаний появился выбор — либо платить пошлину на импортные комплектующие при ввозе в Калининград, либо платить пошлину на ввоз готовой продукции в материковую Россию. О каких суммах идет речь? В 2016 году федеральный бюджет выделил на компенсацию потерь калининградского бизнеса более 66 млрд рублей. Льготами пользовались 800 предприятий региона, но за субсидией обратилось меньше трети. Чем они занимаются и где остальные?
БИЗНЕС НА БОБАХ
Основная производственная площадка группы компаний «Содружество» находится в 20 км от центра Калининграда на берегу морского судоходного канала. Совладельцы и основатели «Содружества» супруги Александр и Наталья Луценко начали калининградский проект в 2005 году и за 11 лет стали крупнейшими инвесторами региона, вложив в местную экономику $1,2 млрд. На 150 га расположены три маслоэкстракционных завода по переработке соевых бобов и семян рапса, склады и элеваторы, железнодорожная станция и порт, способный одновременно принять девять судов водоизмещением до 30 000 т. Есть даже собственный пункт пропуска, который таможня арендует у компании для оформления всех поступающих грузов. Рапс российский, а вот соя в основном закупается в Латинской Америке, на калининградских заводах бобы и семена превращаются в масло, которое продается на внешних рынках. Оставшийся после отжима шрот покупают российские сельхозпредприятия на корм для скота, а соевый белковый концентрат, производимый одним из заводов комплекса, продают в Норвегию для рыбных кормов. За год «Содружество» перерабатывает 2,6 млн т сои и рапса.
Финансовый директор «Содружества» Александр Шендерюк-Жидков с видимым удовольствием проводит экскурсию по цехам, складам и портовым терминалам. «Где мы сейчас стоим, раньше были воды калининградского морского канала, — рассказывает он. — Вся площадка искусственная, насыпная. Проект создан не на таможенной преференции, а на построении правильных логистических цепочек глобального масштаба».
Финансовый директор «Содружества
Александр Шендерюк-Жидков
Сухогрузы, доставившие на заводы рапс и сою, не уходят порожняком из порта «Содружества». В 2015 году в рейтинге крупнейших российских экспортеров зерна компания переместилась с 15-го на 6-е место, увеличив долю в общем экспорте с 2,3% до 4%. «У нас география поставок зерна сильно отличается от южных российских портов, — говорит Шендерюк-Жидков. — Открыли в прошлом году Мексику, куда отгрузили 200 000 т, раньше зерно из России туда никто не поставлял. В Японию судно отправили, месяц назад на Гаити поставка была. Краснодарский край нацелен на другие рынки». Какую выгоду получило «Содружество» от льготной калининградской экономической зоны? Импортное оборудование, которое ввозилось на заводы, не облагалось пошлинами и НДС. Компания стала резидентом экономической зоны в 2006 году и первые шесть лет имела нулевую ставку по налогам на прибыль и на имущество, а потом ставки по этим налогам были в два раза ниже, чем в материковой России.
Таможенные пошлины на ввоз в Россию сои, рапса и шрота были и остаются нулевыми, как и на экспорт масла, здесь для «Содружества» ничего не изменится. Ситуация ухудшится для покупателей соевого масла из России. Если раньше его можно было отправить из Калининграда российским получателям беспошлинно, то сейчас появилась таможенная пошлина 15%. Чтобы ее избежать, придется пройти идентификацию — доказать, что масло изготовлено в Калининграде из рапса или сои и не содержит импортных компонентов, подпадающих под таможенные пошлины. В «Содружестве» процедуру идентификации еще не проходили, но считают, что сложностей не будет, ведь на исходное сырье пошлина была и остается нулевой.
Весь комплекс агропромышленной группы занимает 150 га на берегу морского канала
В парке компании 4300 вагонов
ИДЕНТИФИКАЦИЯ МЕБЕЛЬЩИКА
Макс Ибрагимов — личность в Калининграде легендарная. Его имя дважды в день объявляют перед началом часовых концертов органной музыки в Кафедральном соборе на острове Канта в исторической части города. В 1945 году после бомбардировок британской авиации внутреннее убранство собора полностью выгорело, был утрачен и орган, установленный в 1888 году. В 1992 году началось восстановление собора и создание по довоенным фотографиям органа. Немецкая компания сделала акустику, а мебельщик Ибрагимов — фасад.
Макс Ибрагимов, владелец
мебельной компании «Максик»
«Владимир Путин выделил деньги на орган, Вагит Алекперов — на рояль Steinway, а Игорь Сукачев купил для собора клавесин Hass», — рассказывает Ибрагимов. О вкладе миллиардера Алекперова и рок-музыканта Сукачева в восстановление собора извещают таблички. А имена создателей органа объявляют перед каждым концертом: сначала называют немецкую акустическую фирму, потом имя российского мебельщика.
Компания Ибрагимова «Максик» с середины 1990-х делает мебель по индивидуальным заказам, и почти все комплектующие импортные. До 1 апреля 2016 года он закупал и беспошлинно ввозил в Калининград необходимые материалы, делал мебель, показывал таможне свой вклад в изделия не меньше 30% от стоимости и отправлял их российским заказчикам. Сейчас при отправке в материковую Россию Ибрагимову приходится отчитываться перед таможней о происхождении каждой импортной детали, чтобы не платить полную ставку пошлины на ввоз в Россию готовой импортной мебели.
На огромном столе в офисе Ибрагимова на окраине Калининграда разложены все комплектующие одного из диванов. «Вот поролон, шурупы, гайки, ткань, кожа, нитки, лак, — перечисляет владелец «Максика». — Все это импортное, но купил я все это здесь, а теперь должен доказывать происхождение всех комплектующих, выпрашивать у оптовиков таможенные декларации и с ними идти в таможню. Один диван — 120 деклараций!»
Импортные детали в этом диване будут оформлены на вывоз в Россию с уплатой импортной пошлины и НДС. Сбор всех необходимых документов на первую партию мебели занял три недели, еще одна неделя ушла на оформление. «Таможня меня спрашивает: почему импортного лака в диване указано меньше, чем было куплено у импортера, — рассказывает Ибрагимов. — Он же испаряется, когда сохнет, говорю. Древесина тоже не совпадет — часть при работе в опилки уходит». Первая партия мебели, оформленная по новым правилам, стоила 5 млн рублей, государству он заплатил 60 000 рублей пошлины и 180 000 рублей НДС. Ибрагимов готов платить, но не знает, как справиться с процедурой идентификации. На оформлении у него в компании уже работает шесть человек, но ускорить процесс они пока не могут. «Лишний месяц ожидания уже сказывается на наших клиентах, они уходят к другим производителям», — разводит руками Ибрагимов.
Трудности оформления не сводятся к идентификации. Владелец мебельной фабрики Dedal Игорь Герасимчук был уверен, что партия его мебели уже прошла все процедуры и вот-вот отправится в Москву, когда получил sms от своего декларанта: «Таможенная система управления рисками сработала на низкую цену товара». Эта система автоматически уведомляет таможню о риске провоза товаров с занижением стоимости или под иным наименованием. Получив уведомление, таможня обязана провести полный досмотр партии с выгрузкой и погрузкой. Так время поставки мебели от Dedal заказчику увеличилось еще на 10 дней.
Один из калининградских предпринимателей рассказывает о таможне истории, в которые верится с трудом. По его словам, при идентификации таможенники требуют ввозные декларации на этикетки и краску на них. «В граммах нельзя писать, только в штуках. Мы прикинули, что одного картриджа хватает на 1000 этикеток: мы пишем в декларации «0,001 штука картриджа», — смеется предприниматель.
Что думает о проблемах идентификации местное правительство? «Мы открыты, проблемы постоянно рассматриваются на совещаниях с моим участием. Таможня, налоговая, мы совместно продолжаем работу над тем, чтобы совершенствовать и упрощать этот режим, — объясняет премьер калининградского правительства Антон Алиханов в интервью Forbes. — И здесь, конечно, должна быть улица с двусторонним движением, чтобы и бизнес перестраивался».
Мебелью в регионе занималось более сотни компаний
На таможне приходится подтверждать, сколько импортной древесины ушло в опилки
МОЩНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Как живет без льгот крупнейший налогоплательщик Калининградской области «Автотор»? Калининградская экономическая зона своим появлением во многом обязана бывшему зампреду Совмина СССР Владимиру Щербакову, который в середине 1990-х сумел убедить премьер-министра Виктора Черномырдина в необходимости введения льготного режима для оторванного от России региона и рассказал о своей идее создания здесь автосборочного производства. На обе идеи Щербакова Черномырдин получил одобрение у президента Бориса Ельцина. В 1996 году заработал льготный режим экономической зоны, в мае 1997 года компания «Автотор», основанная Щербаковым, запустила первую линию по сборке автомобилей KIA. В 2013 году «Автотор» произвел 250 000 автомобилей BMW, Cadillac, KIA, Opel, Chevrolet. В 2014 году объемы снизились до 190 000 штук, в 2015 году — до 90 000.
Компанию периодически обвиняли в неуплате налогов и таможенной пошлины при ввозе автомобилей в материковую Россию — слишком малым был вклад «Автотора» при сборке иномарок (в калининградском Минэкономразвития в 2015 году оценивали добавленную стоимость при производстве автомобиля в 9,8%). Щербакову, впрочем, всегда удавалось сохранять льготы и для «Автотора», и для области. Что происходит сейчас?
С 1 апреля 2016 года компания стала оплачивать все пошлины и налоги при ввозе комплектующих для автомобилей на свои предприятия в Калининградской области. Таким образом, «Автотор» лишился главного преимущества. «Да, это так, — признает председатель совета директоров «Автотора» Валерий Горбунов. — И поэтому государство разработало систему, которая должна поддержать бизнес. Мы получаем субсидии из регионального бюджета, которые примерно на 85% восполняют наши потери от отмены льгот». При работе в прежнем режиме — с нулевой импортной пошлиной на ввоз запчастей — «Автотору» пришлось бы проходить идентификацию перед отправкой автомобилей в Россию. И если даже с диваном возникают сложности, то можно представить, что было бы с автомобилем BMW представительского класса. Один из калининградских предпринимателей рассказывает, как «Автотор» однажды получил отказ в идентификации: «Таможенник увидел, что на этикетке двигателя фломастером написано «1». Это, говорит, что такое, маркировка? Покажите расход краски одного фломастера и оформляйте импорт».
«Автотор» получает субсидии из регионального бюджета, которые примерно на 85%
восполняют потери от отмены льгот. Фото: Виталий Невар/ТАСС Ситуация на «Автоторе» после обвала рубля и падения потребительского спроса, похоже, стабилизировалась. В первом полугодии 2016-го объем производства уменьшился в сравнении с аналогичным периодом 2015 года всего на 4%. Если по итогам года объем не упадет по сравнению с 2015-м, компания, по расчетам, может получить 11 млрд рублей субсидии. Горбунов смотрит в будущее с оптимизмом, в 2017 году он ожидает увеличение производства на 13%, а через три года — и полное восстановление российского автомобильного рынка. «Мы уже вложили в проект €370 млн и продолжаем вкладывать, — говорит Горбунов. — Год назад ввели новый корпус на четыре сварочные линии, осенью открываем новый логистический комплекс на 15 000 кв. м». Какие риски для «Автотора» видит Горбунов в ближайшем будущем? «Есть маленькая деталь — субсидии выплачиваются, но могут меняться с учетом состояния бюджета, — отмечает он. — «Меняться» — понятие широкое: от какого-то уменьшения до полного уничтожения».
Перед интервью с Forbes Горбунов осматривал цеха бывшего производителя бытовой техники неподалеку от Калининграда. Производство закрылось, а корпуса вполне пригодны для размещения автомобильной сборки. Производители электроники, которые до кризиса 2008 года собирали 50% всех российских телевизоров и почти 70% пылесосов, были одним из флагманов Калининградской особой экономической зоны. Чтобы беспошлинно ввезти в материковую Россию тот же импортный телевизор, было достаточно его собрать всего из пяти комплектующих. На показателях сборщиков бытовой техники заметно сказалось падение потребительского спроса, а окончательно их добила белорусская таможня, задержавшая в начале декабря 2014 года несколько десятков калининградских фур с электроникой (30 000 единиц). Белоруссия посчитала, что Россия легализует в Таможенном союзе привезенный из Китая товар. Техника была конфискована и продана в торговых сетях Минска. «На 250 млн рублей техники изъяли, в самый предновогодний сезон. Это, конечно, производителей электроники подкосило», — говорит президент Калининградской ТПП Алексей Зиновьев.
Таможенными льготами особой экономической зоны в Калининградской области пользовались 800 компаний, 60% из них — это предприятия обрабатывающей промышленности. В первом полугодии 2016-го инвестиции в основной капитал на территории области сократились на 9%, в обрабатывающих производствах — почти на 60%.
За субсидиями обратилось пока только 260 компаний. По расчетам главы калининградского правительства Антона Алиханова, к концу года их число вырастет до 350, но это уже не изменит сложившейся картины — калининградской экспортно-импортной предпринимательской вольнице пришел конец.
30-летний глава правительства
Калининградской области Антон Алиханов
Чем будет заниматься местный бизнес в будущем? Алиханов перечисляет приоритеты: «Автотор» останется, будем развивать сельское хозяйство, тем более что у нас есть такой переработчик, как «Содружество», представлены фармацевтические производства, судостроение и туризм. Инструментарий поддержки бизнеса сохранится и будет расширяться прежде всего в сторону экспортеров и производителей высокоточной продукции».
Примерно те же приоритеты называли местные чиновники 20 лет назад, когда создавалась особая экономическая зона. Но тогда были льготы, на которых вырос малый и средний бизнес региона, сейчас есть только субсидии, которые зависят от состояния бюджета и настроений чиновников.
С 1 апреля 2016 года компания стала оплачивать все пошлины и налоги при ввозе комплектующих для автомобилей на свои предприятия в Калининградской области. Фото: Виталий Невар/ТАСС