К   ПОРЯДКУ   И   ЗДРАВОМУ   СМЫСЛУ

В  КАЛИНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ  И  НЕ  ТОЛЬКО

Категории раздела

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ [0]
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
СТАТЬИ [3]
СТАТЬИ
ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ [0]
ФОТОГРАФИИ, РИСУНКИ
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ [0]
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
НОВОСТИ ПРОЕКТА [0]
НОВОСТИ ПРОЕКТА
НОВОСТИ ГОРОДА [6]
НОВОСТИ ГОРОДА
НОВОСТИ ОБЛАСТИ [8]
НОВОСТИ ОБЛАСТИ
НОВОСТИ СОСЕДЕЙ ОБЛАСТИ [2]
НОВОСТИ СОСЕДЕЙ ОБЛАСТИ
НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА [25]
НОВОСТИ СТРАНЫ, СОЮЗА
НОВОСТИ МИРА [32]
НОВОСТИ МИРА
ИСТОРИЯ СТРАНЫ, СОЮЗА [19]
ИСТОРИЯ СТРАНЫ, СОЮЗА
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ [7]
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ
ИЗ АРХИВОВ [4]
ИЗ АРХИВОВ
РАЗНОЕ [5]
РАЗНОЕ
ЭКОНОМИКА [28]
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТИКА [7]
ПОЛИТИКА
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА [4]
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ [1]
ДЕЛА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО [2]
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
РЕМЕСЛА [5]
РЕМЕСЛА
МЕДИЦИНА [0]
МЕДИЦИНА
ОБРАЗОВАНИЕ [2]
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА [0]
НАУКА
ТРАНСПОРТ [2]
ТРАНСПОРТ
ИСКУССТВО [0]
ИСКУССТВО
ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИИ [2]
ПРОИЗВОДСТВО, ТЕХНОЛОГИИ
ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСООБЩЕСТВА [0]
ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСООБЩЕСТВА
МАСС МЕДИА [2]
МАСС МЕДИА
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ [1]
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
ПОЛИЦИЯ [0]
ПОЛИЦИЯ
АРМИЯ [4]
АРМИЯ
ОБОРОНА [3]
ОБОРОНА
ВОЙНЫ [1]
ВОЙНЫ
РЕЛИГИИ [4]
РЕЛИГИИ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ [97]
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПЕРСОНЫ [2]
ПЕРСОНЫ
СПЕЦСЛУЖБЫ, СПЕЦТЕХНОЛОГИИ [17]
СПЕЦСЛУЖБЫ, СПЕЦТЕХНОЛОГИИ

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter
Главная » 2016 » Июль » 14 » Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой в Государственной Думе РФ с отчетом о работе в 2015 году
21:35
Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой в Государственной Думе РФ с отчетом о работе в 2015 году
http://audit.gov.ru/structure/golikova-tatyana-alekseevna/speeches/26774/
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые коллеги!
Я хотела бы начать свое выступление с благодарности депутатскому корпусу за совместную работу и пожелания успехов в новой выборной кампании.
Теперь об итогах работы Счетной палаты в 2015 году.
Особенностью работы в 2015 году было то, что наряду с традиционными контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями Счетная палата п поручению Президента и Парламента осуществляла мониторинг исполнения принятого Правительством антикризисного плана и ежеквартально информировала об этом Парламент.
В 2015 году проведено 322 мероприятия, которыми было охвачено 2594 объекта. По результатам этих мероприятий было выявлено нарушений на общую сумму 516,5 млрд руб., что практически сопоставимо с уровнем 2014 года (524,5 млрд руб.). При этом проявилась тенденция увеличения количества нарушений до 3445 или на 33% больше чем в 2014 году.


В 2015 году обеспечен возврат в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства – 10,3 млрд руб. (в прошлом году это было 1 млрд руб.).

По результатам контрольных мероприятий в следственные органы и органы безопасности направлено 44 материала, в Генеральную прокуратуру – 74.

Следственными органами по материалам Счетной палаты возбуждено 44 уголовных дела, при этом, если ранжировать это по главным распорядителям бюджетных средств и подведомственным им учреждениям, наибольшее количество приходится по мере убывания, на систему Спецстроя, Росрезерва, ФТС России, Минстроя России - 21 уголовное дело.

Благодаря Вашей поддержке в 2015 году в федеральное законодательство были внесены изменения, дающие возможность сотрудникам Счетной палаты не только привлекать нарушителей к административной ответственности, но и непосредственно направлять протоколы об административных правонарушениях в судебные органы, минуя, как это было раньше, лишние инстанции исполнительной власти. Это позволило привлечь к административной ответственности в 2015 году 79 должностных лиц (в 4 раза больше, чем в 2014 году) с суммой штрафа в размере 975,5 тыс. руб.

Законодательные новеллы также позволили усилить административную ответственность за неисполнение предписаний Счетной палаты. В результате за неисполнение предписаний контрольного органа назначены штрафы в размере 20 тыс. руб. директору департамента информационных технологий и связи Минздрава России, председателю ФФОМС, заместителю председателя Правительства Республики Дагестан и ряду других ответственных сотрудников. Всего назначено 8 таких административных наказаний в размере 20 тыс. руб.

Если возвращаться к объему и классификации выявленных нарушений, то основная сумма в 152,8 млрд руб. приходится на нарушения при формировании и исполнении бюджета;

- ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности – 78,2 млрд руб.;

- в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 30,8 млрд рублей;

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 126,1 млрд рублей;

- в ходе использования средств финансовой и гуманитарной помощи, в области соглашений о разделе продукции - 15,6 млрд руб.

- иные нарушения – 31,8 млрд руб.

При этом из указанной общей суммы объем средств с признаками нецелевого использования составил 3,7 млрд руб., неэффективное использование – 81,2 млрд. руб.

В кризисных условиях 2015 года основное внимание в рамках контрольной деятельности Счетной палаты было уделено таким сферам как функционирование банковского сектора, эффективное использование бюджетных средств, государственная поддержка населения, сбалансированность бюджетов субъектов РФ.

Остановлюсь коротко на результатах отдельных контрольных мероприятий в этих сферах.

Декабрьскими поправками в бюджет 2014 года была предусмотрена докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 году (1 трлн руб. ОФЗ с последующим уменьшением на 162 млрд руб.). Согласно решению Правительства целью докапитализации было поддержание необходимого уровня кредитования организаций приоритетных отраслей экономики.

Из 25 банков, получивших до 1 января 2016 года ОФЗ, отчетный период наступил у 19 банков. Общий объем государственной поддержки данным банкам составил 722,3 млрд руб., при этом указанными банками в 2015 году предоставлены кредиты субъектам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики, субъектам малого и среднего бизнеса, субъектам РФ в объеме 1,8 трлн руб.

Структура кредитования выглядит следующим образом: пополнение оборотных средств – 87,6%, рефинансирование задолженности – 4,2%, кредитование инвестиционных проектов – 2,3%, кредитование капитальных вложений – 1,1%, прочие цели, в том числе на приобретение ценных бумаг, кредитование субъектов РФ – 4,8%.

В целом мероприятия по поддержанию стабильности банковской системы позволили кредитным организациям нарастить объем собственных средств и повысить показатели норматива достаточности собственных средств.

Вместе с тем, по данным бухгалтерской отчетности за 2015 год 12 докапитализированных через ОФЗ банков закончили год с убытками в 187,5 млрд руб., которые образовались в основном во втором полугодии 2015 года, т.е. после получения государственной поддержки.

Наряду с поддержкой банковского сектора Правительством с целью поддержки отраслей экономики было принято решение об увеличении авансовых платежей по отдельным договорам (госконтрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг до 80% суммы договора (по ГОЗу до 100%). Принимая такое решение, уже было понятно, что оно приведет к существенному приросту дебиторской задолженности, приросту авансирования, которое в ряде случаев, как показывают результаты наших контрольных мероприятий, приводит к отвлечению бюджетных средств на другие цели (пример, строительство объектов космодрома «Восточный»).

В результате этого авансирования задолженность перед федеральным бюджетом по выданным авансам составила на 1.01.2016 год 3,2 трлн руб. и увеличилась за 2015 год на 27,1%.

Примечательно, что за период 2008-2015 годов дебиторская задолженность по авансам увеличилась в 9,1 раза, а расходы за этот же период – в 2,3 раза.

Очевидно, что при таких цифрах встает вопрос обоснованности планирования и эффективности использования бюджетных средств.

Объекты проверки всегда пытаются обосновать необходимость наращивания объемов авансирования целесообразностью создания задела работ, однако прирост уже просроченной дебиторской задолженности, т.е. невыполнение работ в установленные контрактом сроки, свидетельствуют о том, что не выполняются в установленные сроки. По состоянию на 1 января 2016 года объем просроченной дебиторской задолженности федерального бюджета составил 428,8 млрд руб., при этом основной прирост сложился у Роскосмоса по причине несвоевременного выполнения работ, поставки оборудования в рамках строительства космодрома «Восточный» - 13,9% общего объема просроченной задолженности, а также у Росморречфлота, Минкультуры, МЧС России и др.

Еще одним примером неэффективного использования бюджетных средств с элементом отвлечения на другие цели является участие дилеров в цепочке «завод (изготовитель сельхозтехники) – сельхозтоваропроизводитель», которое приводит к увеличению конечной цены за единицу продукции в диапазоне от 5 до 21% по сравнению с ценой, предложенной заводом-изготовителем по спецификации договора поставки. При этом скидка завода на отдельные виды сельхозтехники официальному дилеру составляла от 29,8% до 42% ее цены на условиях «франко-завод», заявленной производителем в Минсельхоз России в соответствии с требованиями нормативного правового акта. Так, например, ЗАО «Петербургский тракторный завод» поставлен ООО «Ставропольагропромснаб» (дилер) трактор «Кировец» К-744PI в комплектации «Стандарт» по цене 4225,4 тыс. рублей (с НДС). Дилером же сельхозтехника была поставлена сельхозтоваропроизводителю (СПК колхоз им. Николенко) по цене 5090,8 тыс. руб., или на 20,5% дороже. Объясняется это последующим гарантийным обслуживанием. Если это так, то по используемым бюджетным средствам не может быть такого существенного разброса дилерской надбавки.

Продолжает оставаться острой тема незавершенного строительства. Так по состоянию на 1 января 2016 года в составе незавершённого строительства «Росавтодора» значатся 1820 объектов общей стоимостью 494 млрд руб. По итогам 2014 года их было 1624 на сумму 474,4 млрд руб. При этом в общем объеме незавершенного строительства числятся 135 объектов законченных строительством, но не прошедших госрегистрацию на сумму 181,5 млрд руб. Основная причина – отсутствие оформленного права собственности на земельные участки.

Вы также уже знакомы с цифрой 138,8 млрд руб., которая образовалась в связи с необходимостью исполнения норм статьи 5 закона о бюджете 2016 года, которая была принята по нашему с Вами настоянию и связана с необходимостью возврата ранее выделенных субсидий и выданных взносов в уставные капиталы на счета федерального казначейства Как я уже сказала возвращено 138, 8 млрд рублей.

Но это не все средства. Например, на балансе ОАО «РЖД» по состоянию на 1.01.16 числятся остатки неиспользованных средств федерального бюджета в сумме 61,3 млрд руб., перечисленных для реализации инвестпроектов ОАО РЖД как в 2015 г., так и в более ранние периоды.

Согласно январскому решению Правительства по этим расходам ОАО «РЖД» не подпадает под действие статьи 5 закона о бюджете.

При этом установлено, что рост остатков по отдельным инвестпроектам составляет за весь период от 3% до 32,5 раз, что также свидетельствует о том, что средства, которые ранее были выделены на инвестпроекты не использовались на те цели, на которые они были предназначены.

Кроме того, исходя из ежеквартальной отчетности госкорпораций (ГК «Ростех, Росатом, Роскосмос, Автодор, Фонд ЖКХ) свободные средства в сумме более 100 млрд руб. размещаются на депозитах в банках или на счетах, по которым корпорации получают проценты по неснижаемому остатку.

О неэффективности, но уже с уголовными последствиями, свидетельствуют материалы отдельных проверок Счетной палаты, уже переданных в следственные органы и по ним возбуждены уголовные дела.

По материалам проведенного контрольного мероприятия «Аудит реализации мероприятий ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса» России в 2012-2020 гг.» направленных на выполнение задач Водной стратегии России» при проверке реализации госконтракта на выполнение работ по строительству Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш стоимостью 8,6 млрд руб., установлены факты оплаты невыполненных работ в размере 250 млн руб., в связи с чем следственными органами СК РФ возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц казенного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству объектов Омского гидроузла». Названные материалы контрольной деятельности использованы при расследовании уголовного дела в отношении бывшего министра развития транспортного комплекса Омской области, причинившего своими действиями ущерб в размере 841 млн руб. в связи неправомерным расходованием бюджетных средств.

По материалам контрольного мероприятия «Проверка целевого расходования средств федерального бюджета на разработку, создание, модернизацию, сопровождение современных технологий, в том числе информационных технологий, и практики их применения таможенными органами» установлены факты необоснованного расходования бюджетных средств на модернизацию Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в сумме 440 млн руб. По этому факту следственными органами СК РФ в отношении должностных лиц ФТС России и руководителей коммерческой организации, осуществившей работы, возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (хищение в особо крупном размере путем мошенничества). Этот Список можно продолжить.

Обеспечение соблюдения конституционных прав граждан также является одним из основных направлений контрольной деятельности СП РФ.

В соответствии с поручением Государственной Думы в 2015 году мы провели контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие по оценке лекарственного обеспечения населения.

По результатам проведенных мероприятий выявлено, что численность граждан, получающих льготные лекарства за счет федерального бюджета, снизилась в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 165 тыс. человек. Более 76% граждан отказались от получения лекарств в пользу денежной компенсации, что может свидетельствовать о проблемах в доступности льготных лекарств. По субъектам доля отказавшихся колеблется от 19% в Чукотском АО до 95% в Тульской области.

До настоящего времени субъектами нормативно не урегулированы вопросы порядка формирования региональных перечней лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется бесплатно. Региональные перечни по набору лекарств значительно различаются и на 50% состоят из коммерческих лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, что приводит к существенному росту расходов на лекарственное обеспечение. Так, в перечень лекарственных препаратов в Пермском крае не были включены противотуберкулезные препараты.

Такие различия создают риски по получению пациентами амбулаторного лечения после прохождения стационарного лечения.

Отсутствует единый порядок персонифицированного учета лиц, имеющих те или иные льготы по лекарственному обеспечению.

Выявлены и другие нарушения. Так, доля больных с редкими заболеваниями, получающих терапию, в Калининградской области составляла около 30%, в Пермском крае – всего 22%.

Кроме того, в 2015 году проведена проверка страховых медицинских организаций. Всего 54 страховых организации – на их деятельность в 2014-2015 гг. направлено 53 млрд руб.

Установлено, что СМО не в полной мере осуществляет деятельность по защите прав застрахованных лиц, реагируя лишь на их обращения. Они не проводят текущий контроль за оказанием медицинской помощи застрахованным лицам непосредственно в медорганизации в целях предупреждения нарушений прав застрахованных, несоблюдения объема обследования и лечения; не оценивают условия пребывания пациентов в медорганизациях; не оценивают риски взимания платы за медуслуги; не оценивают материально-технические возможности медорганизаций и в последующем не информируют территориальные фонды ОМС о выявленных нарушениях.

Вместе с тем прирост доходов СМО составил свыше 11% ежегодно (по 1,5 млрд руб. в год).

Около 25% всех собственных средств страховых организаций – это средства от применения к медорганизациям различных штрафных санкций, зачастую необоснованных. А очевидно, что это приводит, в том числе и к уменьшению заработной платы медицинских работников.

Выявлено, что данная экспертиза осуществляется при отсутствии установленных требований к уровню знаний эксперта, что повышает риск субъективных подходов к оценке нарушений и приводит к применению к медорганизации санкций без правовых на то оснований.

Кроме того, в нарушение закона об ОМС, для проведения экспертизы привлекались эксперты, не включенные в соответствующий территориальный реестр экспертов. В этой связи мы предложили рассмотреть вопросы изменения роли страховых медорганизаций и их финансового обеспечения.

Учитывая, что тема сбалансированности региональных бюджетов на протяжении последних 3-х лет является ключевой при обсуждении бюджета в парламенте, СП в 2015 году было проведено контрольное мероприятие по анализу ситуации по объемам полномочий, возложенных на субъекты с 2005 г. по 2015 г., то есть за 11 лет.

Анализ показал, что только по предметам совместного ведения их количество возросло с 46 до 105 за счет многократно вносимых изменений в законодательство. Причем это изменение не всегда проходило с соответствующей финансовой оценкой. Кроме того, проходило увеличение в 10,6 раза (с 11 до 117) количества полномочий, делегированных с федерального на региональный уровень.

За последние 11 лет объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов увеличился в 3,3 раза. При этом прослеживается тенденция снижения их удельного веса в расходах федерального бюджета за 11 лет на 3,5 пункта.

Основной объем финансовой помощи из федерального бюджета региональным бюджетам предоставляется в виде дотаций на выравнивание и сбалансированность. Удельный вес этих расходов также снизился. Так, в расходах федерального бюджета он уменьшился с 8,2% в 2005 г. до 4,2% в 2015 г. Зато существенно возрастает доля субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. При этом субвенции, а также иные межбюджетные трансферты не оказывают серьезного влияния на сбалансированность бюджетов. В этой связи мы предложили пересмотреть методологию дотаций на выравнивание и при очередной инвентаризации полномочий вернуться к вопросу распределения доходных источников между бюджетами бюджетной системы.

В заключении еще раз хочу поблагодарить депутатский корпус за совместную работу! Спасибо!

Ответы Председателя Счетной палаты Т.А. Голиковой на вопросы депутатов Государственной Думы

КОЛОМИЕЦ В.А.: Госдолг субъектов Федерации постоянно растет. 36 регионов имеют задолженность выше среднероссийского уровня. В 19 из них в структуре долга коммерческая задолженность более 50%. Счетная палата недавно проверила ряд регионов, среди которых Новосибирская, Оренбургская, Калужская области, Республика Удмуртия. Хотелось бы понять не только то, насколько плохо обстоят дела, но и что конкретно делается для изменения ситуации с растущим долгом субъектов? Направляла ли Счетная палата какие-то предложения в Правительство и если да, то какая работа по ним ведется? Есть ли реальные сдвиги?

ГОЛИКОВА Т.А.: Спасибо, Виктор Андреевич! Я частично затронула эту тему в своем выступлении. Хотелось бы остановиться при ответе на вопрос на чуть более конкретных моментах. Действительно ситуация с бюджетами регионов, с их сбалансированностью имеет ухудшающийся характер. К сожалению, по данным 2015 года 41 субъект Российской Федерации имеет дефицит более 10% собственных доходов. 14 субъектов Российской Федерации имеют госдолг, превышающий 100% собственных доходов без учета безвозмездной помощи. Во многом это связано с той проблемой, о которой я говорила. Мы принимали решение о передаче соответствующих полномочий, о закреплении их за регионами, но не всегда обеспечивали это соответствующими финансовыми источниками. Прошло 11 лет. Уже на самом деле давно настало время пересмотреть эти полномочия, чем собственно в соответствии с поручением Президента и Премьера занимается сейчас рабочая группа под руководством Дмитрия Николаевича Козака. Мы очень рассчитываем на то, что уже какие-то тактические меры по улучшению сбалансированности бюджетов субъектов будут реализованы в бюджете 17-19 годов. При этом я обращаю внимание еще раз, что с повестки не может быть снят вопрос о возможном дополнительном перераспределении или закреплении доходных источников за бюджетами субъектов Российской Федерации. Кроме того, я обращаю внимание на то, что увеличение бюджетных кредитов никоим образом не улучает ситуацию со сбалансированностью, а лишь только немного снижает нагрузку на обслуживание долга по тем расходам, которые учитываются в бюджетах субъектов Российской Федерации.

АБРАМОВ И.Н.: Уважаемая Татьяна Алексеевна, уровень коррупции сегодня в строительной отрасли уже достиг небывалых размеров. Мы видим, как строители, которые имеют доступ к бюджетным средствам, постоянно завышаю цены, завышают сметы. А соответственно, эти завышения потом оплачивают те самые муниципалитеты и те самые бюджеты, у которых сегодня катастрофически не хватает денег на выплату социально значимых вопросов. В качестве примера могу провести реализацию программы по ветхому аварийному жилью. Взять Амурскую область: у нас там строят дома из быстровозводимых конструкций, иногда даже без центрального отопления. Зато в Якутии за эти же деньги строят нормальные капитальные дома. Соответственно, большая разница. В связи с этим, сколько нарушений выявила Счетная палата в сфере строительства? И какие действия по недопущению завышения стоимости строительства принимаются?

ГОЛИКОВА Т.А.: Спасибо, Иван Николаевич. Действительно. Эта тема была и остается одной из важнейших тем наших контрольных мероприятий. Существенное время мы ей уделили в 2014 г., но результаты стали получать уже в 2015 г. Речь идет о том, что, проверяя космодром Восточный, мы увидели завышение сметных нормативов по ряду строительных объектов. Эти сметные нормативы разрабатывались организациями, которые, по сути, неформально находились под эгидой Федерального центра ценообразования в строительстве. Эти все факты были вскрыты и бывший руководитель привлечен к ответственности. Сейчас возбуждено соответствующее уголовное дело. Но это уголовная сторона вопроса.

Теперь о том, что сейчас делается в этом направлении. В рамках нашего доклада Председателем Правительства было принято решению по исключению практики применения индивидуальных сметных нормативов. А они, как правило, и являются завышенными при сметном планировании. Теперь эти индивидуальные сметные нормативы могут разрабатываться только по специальному решению Правительства. Это первое.

Второе. Приведено в порядок учреждение, которое занимается сметными нормативами. Там поменяли руководство. И сейчас в рамках изменения нормативной базы Минстроем России внесен в Государственную Думу проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты и Градостроительный кодекс, которые урегулируют вопросы формирования тех самых сметных нормативов, которые ложатся в основу разработки проектно-сметной документации. У нас есть к этому законопроекту свои замечания. Мы их обсуждали на совещании у Дмитрий Николаевича Козака и он дал поручение учесть их при рассмотрении этого законопроекта в Государственной Думе. Мы очень надеемся, что Государственная Дума не уйдет на каникулы, не рассмотрев и не приняв этот законопроект, потому что он существенным образом наводит порядок в сметном нормировании и строительстве.

ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф.: Уважаемая Татьяна Алексеевна, к депутатам поступают многочисленные обращения от граждан о снижении доступности и качества медицинской помощи из-за сокращения коек и закрытия медицинских учреждений. Эти обращения подтверждают выводы Счетной палаты о сокращении сети медицинских учреждений: закрываются ФАПы, сокращается число участковых больниц, уменьшается коечный фонд. По данным Минздрава, за 2015 г. сокращено более 40 тыс. коек. Затруднена госпитализация сельских больниц, у жителей в стационаре растут сроки ожидания медицинской помощи. Зачастую приема кардиолога приходится ждать неделями, на УЗИ записываться за месяц. По данным Росстата снижается количество врачей и медсестер в сети первичной медицинской помощи. При этом, как показывают материалы Счетной палаты, в 2014 г. сэкономлено на таких сокращениях всего 5 млрд рублей. Как вы оцениваете эффективность такой оптимизации сети первичной медицинской помощи и целесообразность дальнейшего сокращения количества коек и врачей, как это предлагает Минфин, ориентируясь на показатели экономически развитых стран Европы?

ГОЛИКОВА Т.А.: Спасибо!

Уважаемый Николай Федорович, уважаемые депутаты! Тема доступности медицинской помощи практически нами исследуется каждый год. 2016 год – не исключение. Мы в июле будем подводить итоги новых контрольных мероприятий. Но уже сейчас предварительные итоги свидетельствуют о следующем: конечно, наверное, какая-то оптимизация возможна. Но бездумная оптимизация, которая, к сожалению, проводится в настоящее время в значительном количестве субъектов, приводит к очень нежелательным последствиям.

Я хочу обратить ваше внимание на некоторую удручающую статистику, которую мы получили от регионов по итогам 2015 года и она касается сельских населенных пунктов как раз той доступности, которая в целом влияет на показатели доступности в системе здравоохранения. Из 130 тыс. сельских населенных пунктов, которые находятся на территории Российской Федерации, только 45 тыс. населенных пунктов имеют те или иные формы оказания медицинской помощи, остальные их просто не имеют. Кроме того, сокращается транспортная доступность до этих медицинских организаций, и у нас, к сожалению, год от года идет ухудшение. И я должна сказать, что есть вопиющие факты, когда смертность существенно превышает в результате вот такой недоступности те показатели, которые в среднем сложились по Российской Федерации. Если у нас смертность по Российской Федерации за 2015 год 13,1 на 1000 населения, то, скажем, в сельской местности Псковской области этот показатель составляет 22,6. Средняя продолжительность жизни, которую мы достигли по России, в целом у нас возросла и составила 71,4 года, а, я напоминаю, по указам Президента нам нужно достичь к 18 году 74 года, в сельских населенных пунктах, например, в той же Псковской области, едва превышает 66 лет. И, к сожалению, если в среднем по России эта тенденция за счет успешных субъектов продвигается вперед, то в сельских населенных пунктах и в субъектах, в которых есть недостатки со сбалансированностью бюджета, есть проблемы, которые связаны с обеспечением кадрами, наоборот, ухудшается ситуация. Если вот это хрупкое равновесие, которое сейчас существует, нарушится, то дальше ситуация будет ухудшаться.

Поэтому я хочу сказать, что прежде чем проводить какую-то оптимизацию, нужно провести комплексное обследование всех тех проблем, которые существуют на территории субъекта. В том числе вопросы транспортной доступности. Помните, мы с вами решали вопрос уличной дорожной сети и разрешали направлять средства дорожного фонда на эти цели? Почему мы никогда не задумываемся о том, что можно было бы целевым образом из этих денег обустроить дороги в субъектах Российской Федерации, которые идут к учреждениям здравоохранения, образования, для того, чтобы как раз обеспечить ту самую транспортную доступность, которой так не хватает в регионах для того, чтобы решить эти вопросы?

Спасибо.

УШАКОВ Д.В.: Уважаемая Татьяна Алексеевна! Среди важнейших контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой, на втором месте по объему выявленных нарушений после расходов на национальную безопасность, являются расходы на промышленность. Счетная палата выявила нарушений на 132 млрд руб. В частности, проверялось целевое использование средств, направляемых в 14 и 15 годах на стимулирование российских организаций автомобилестроения. Если судить по структуре расходов федерального бюджета на 2016 год на поддержку автопрома, то большая часть средств направляется на выплату зарплат работникам, нежели на разработку двигателей, например, техническое перевооружение и НИОКРы. То есть, десятки миллиардов рублей идут на помощь выплаты зарплаты, несколько миллиардов идут непосредственно на разработку двигателей, например. То есть, больше всего похоже на соцпроект, на исправление ошибок топ-менеджмента, нежели на стимулирование развития автопрома. В 2014-2015 гг. такая же пропорция сохранялась? И в целом подробнее о результатах проверки расходов на поддержку автопрома расскажите, пожалуйста.

ГОЛИКОВА Т.А.: Спасибо, Дмитрий Владимирович. Вы знаете, что поддержка российского автопрома была достаточно масштабным проектом в рамках антикризисного плана 2015 года и является таковым и в плане Правительства 2016 года. К сожалению, учитывая существенное падение экономики и потребительского спроса, те средства, которые были выделены в рамках 2015 года, не позволили стабилизировать ситуацию в автопроме. Они только остановили то падение, которое наметилось в 2014 г. и происходило в 2015 году. К сожалению, мы не можем озвучивать все те цифры, которые представлены в отчете, учитывая, что отдельные его сегменты имеют гриф «Для служебного пользования», но вам он представлен в Государственную Думу.

Но я очень рассчитываю на то, что меры, которые сейчас будет предпринимать Правительство в рамках бюджета 2016 года и в рамках той государственной поддержки, решение о которой в январе уже принято, окажет существенное воздействие на стабилизацию ситуации, но не на рост производства в автомобильной промышленности.

ХАРИТОНОВ Н.М.: Уважаемая Татьяна Алексеевна, от фракции КПРФ в сентябре 2004 года я выступил с инициативой приглашения Степашина, Председателя Счетной палаты в то время, с отчетом об итогах приватизации в России. Он был готов прийти. Депутаты согласились. Правда, время отчета переносили два раза. Затем, депутат от «Единой России», фамилию называть не буду, он в зале сейчас находится, внес поправку в Уголовный Кодекс: спустя 10 лет итоги не пересматривать, к уголовной ответственности не привлекать. Вопрос. Сегодня как никогда в России не хватает финансов. Не пора ли собственникам-приватизаторам предъявить счет на реальную стоимость объектов приватизации. Это позволит направить средства в реальный сектор экономики, обеспечить нормальное финансирование образования и здравоохранения и, тем самым, сократить число бедных в России, их сегодня уже более 20 миллионов.

ГОЛИКОВА Т.А.: Николай Михайлович, ну, Счетная палата не занимается вопросом пересмотра вопросов приватизации. Безусловно, если вы нас пригласите на рассмотрение такого вопроса, мы придем и доложим по тем результатам, которые мы видим в результате контрольных мероприятий.

Вы знаете, что сейчас планируется продажа отдельных акций крупных компаний. И, безусловно, в рамках установленных нам полномочий мы будем за этим процессом следить и докладывать вам те результаты, которые получим.

ИЩЕНКО А.А.: Уважаемая Татьяна Алексеевна, вы в своем отчете говорите, что есть остатки на конец года и в дорожной отрасли, и при реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, и по некоторым другим статьям. Смотрите, какая интересная ситуация получается: средства закладываются в бюджет, пока доводятся до распорядителей бюджетных средств – уже март, иногда и апрель. Потом конкурсные процедуры – это май, июнь. Если есть несогласные, они обжалуют через суд или антимонопольную службу. Соответственно окончание всех конкурсных процедур – август, пока контрактация, пока авансы, и дорожники приступают к работам, скорее всего, в сентябре. Остается 1-2 месяца, чтобы выполнить работы при плюсовой температуре. При минус 20 и качество работ соответствующее. Как вы относитесь к переносу начала финансового года с 1 января на 1 октября, чтобы дать дополнительную возможность закончить все процедуры, связанные с доведением бюджетных средств и проведением конкурсных мероприятий?

ГОЛИКОВА Т.А.: Дело в том, что изменение бюджетного календарного года никак не связано с процедурой контрактации. Если есть ошибки в контрактации, то к календарному году они не имеют никакого отношения. В свое время, когда мы переходили к 3-летнему бюджету, мы как раз и говорили о том, что несрочные долгосрочные контракты по таким сложным проектам, как дорожные проекты, в оборонном комплексе и т.д., дают возможность выполнять в установленные сроки и избегать тех нарушений, которые возникают при годовом исполнении бюджета. Очень надеюсь, что, возвращаясь к 3-летнему планированию, мы изменим процедуру подхода к отдельным контрактам, которые носят инвестиционный характер. И тогда это позволит избежать тех ошибок, которые есть. Но я хочу обратить внимание, что проблема неиспользования именно межбюджетных трансфертов на дорожное строительство связана с другим: те объекты, которые заявляются субъектами РФ, не имеют на момент выделения средств разрешительной документации и, как следствие, приводят к затягиванию сроков. Когда эта проблема будет решена – организаторская, управленческая – тогда мы не будем иметь тех проблем, которые имеем сегодня с использованием межбюджетных трансфертов.

СИДЯКИН А.Г.: Уважаемая Татьяна Алексеевна, по результатам проверки, которую вы недавно обнародовали, ситуация с аварийным жильем представляется не совсем утешительной. По вашим данным на 1 января 2016 г. в целом программа выполняется, но есть риски неисполнения по 16 регионам. Суть этих рисков условно состоит из 3-х компонентов: недостаточное количество строительных площадок, низкое количество мощностей строительного комплекса в регионах и, самое главное, отсутствие возможностей софинансирования регионами с учетом тех проблем, о которых вы в своем отчете говорили. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать правительству, чтобы выполнить задачи, а эти задачи поставлены Президентом в 600-м Указе, и исправить сложившуюся ситуацию?

ГОЛИКОВА Т.А.: Действительно, мы оценивали эту проблему на 1 января 2016 года. Из того объема ветхого и аварийного фонда, который нужно переселить субъектам РФ, осталось 6 млн кв м. При этом имеются перекосы в исполнении в отдельных субъектах РФ. И это связано с теми тремя составляющими, о которых вы сказали и которые имеют место быть. Проблема недооценки этих трех составляющих связана с тем, что крен при реализации этих программ был сделан в сторону денег. На административные процедуры – оценку возможностей, площадей, участков, возможности строительного комплекса соответствующего региона и близлежащих – не уделялось существенного внимания. Сейчас Министерство финансов с Минстроем оценивают недостаток средств по отдельным субъектам в объеме 12 млрд рублей. Мы считаем, что риски существенно более высокие. Но проблема не безнадежна, ее можно решить к 1 января 2017 года усилиями всех. Но для этого сейчас нужно полностью оценить эти 3 составляющие, понять, какой объем финансовой помощи, возможно, из средств сбалансированности нужен регионам. И Минфин сейчас над этим работает - над оценкой помощи трем регионам страны. И мы думаем, что эта работа будет проведена, потому что настрой на реализацию 600-го Указа к 1 сентября 2017 года очень высокий.

ТАРНАВСКИЙ А.Г.: Уважаемая Татьяна Алексеевна, из материалов, которые представлены палатой видно, что опять объем выявленных нарушений чрезвычайно велик – 516 млрд рублей. И когда мы обсуждали этот сюжет на комитете, вы сказали, что, сколько на выходе будет уголовных дел – не совсем понятно, надо ждать судебных решений, порядка 40 уголовных дел, которые возбуждены. Но все-таки окончательной картины нет. А если вопрос поставить по-другому: прошел 15-й год, нам же не главное – посадить чиновника, нам же главное – изменить ситуацию. Один-два примера, которыми палата могла бы гордиться: вы вмешались и ситуация кардинально изменилась, приняты новые управленческие решения – какие примеры могли бы назвать?

ГОЛИКОВА Т.А.: Таких примеров много, я не хочу сейчас говорить про уголовные дела – это отдельная история. Скажу про те изменения в законодательстве, которые произошли и идут. Первое: по результатам нашего отчета по исполнению бюджета за 2015 год Президентом дано поручению правительству по повышению эффективности использования средств федерального бюджета. Это было 18 августа 2015 года. В рамках этого поручения правительством реальные шаги предприняты, они касаются дебиторской задолженности и по доходам, и по расходам. Утверждены соответствующие планы мероприятий, которые сейчас правительством РФ реализуются. Не могу не отметить вышедшее в апреле 16-го года поручение по итогам нашего доклада, которое связано с упорядочением формирования ФАИП и наведением порядка и в сметном нормировании, и в порядке создания проектной документации для соответствующих строек и бюджетных объектов. Кроме того, как я уже сказала, правительством внесены в Госдуму поправки в Градостроительный кодекс, идет работа по изменению нормативной базы по использованию средств ФНБ с учетом тех проблем, которые мы выявили при финансировании за счет средств этого фонда инфраструктурных проектов. И, наконец, как мне кажется, существенный вклад с заделом на будущее – это 5-я статья закона о бюджете, о которой мы говорили сегодня с Андреем Михайловичем Макаровым, которая предполагает как бы переоценку ранее заявленных приоритетов, возврат денег, неэффективно использованных госкорпорациями и акционерными обществами в качестве взносов в уставные капиталы, а также новые переутверждения со стороны главных распорядителей и Минфина целесообразности выделения этих средств или перераспределения их по итогам 1 июля 2016 года на иные цели. Спасибо.
Категория: ПОЛИТИКА | Просмотров: 943 | Добавил: kalan | Теги: отчет, Счетная палата, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz